Управление комплексной реабилитацией инвалидов, в том числе детей-инвалидов

Управление комплексной реабилитацией и абилитацией инвалидов, в том числе детей-инвалидов

Управление комплексной реабилитацией инвалидов — актуальность исследования определяется тенденциями развития современного общества, связанными с активизацией процессов, направленных на интеграцию лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в различные сферы социальной жизни. Принятие в 2012 году федерального закона «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» стало не только свидетельством признания государством социальных и экономических прав инвалидов, но и необходимым условием для создания правовых гарантий обеспечения полного участия инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья во всех сферах жизни общества: гражданской, политической, экономической, социальной, культурной. В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Конвенции ООН инвалидам гарантируется участие наравне с другими в культурной жизни, проведении досуга и отдыха и занятии спортом. В частности, предусматривается создание условий для поощрения и пропаганды как можно более полного участия инвалидов в общепрофильных спортивных мероприятиях на всех уровнях (п.а), обеспечение возможности организовывать спортивные и досуговые мероприятия специально для инвалидов (п.b), обеспечение доступа инвалидов к спортивным и рекреационным объектам (п.с), обеспечение детям-инвалидам возможности равного с другими участия в играх и в спортивных мероприятиях (п.d). Данная статья является предпосылкой для совершенствования системы физического воспитания как на федеральном, так и на региональном уровне. При этом в качестве основных направлений деятельности по созданию условий для реализации положений данной статьи можно выделить развития материально-технической базы (строительство новых объектов либо создание на базе существующих условий для занятий физической культурой и спортом лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами), совершенствование кадрового и методического обеспечения физкультурно-спортивной деятельности.

Значимость этих направлений подтверждается тем, что в Государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2020 годы в качестве целевых показателей выделяются в том числе доля доступных для инвалидов и других мало-мобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов (ожидаемым результатом является увеличение данного показателя до 68,2% к 2020 году), доля специалистов, обеспечивающих реабилитацию и реабилитацию инвалидов, в том числе детей-инвалидов, прошедших обучение по реабилитационным и реабилитационным методикам, в общем количестве таких специалистов (к 2020 году данный показатель должен достичь 90%), доля субъектов Российской Федерации, сформировавших систему комплексной реабилитации и реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, соответствующую типовой программе субъекта Российской Федерации, в общем количестве субъектов Российской Федерации (к 2020 году данный показатель должен увеличиться до 44,7%). При этом в решении задачи по формированию си-стемы комплексной реабилитации и реабилитации значимая роль отводится физкультурно-спортивной деятельности, поскольку физическая культура и спорт, в соответствии со статьей 9 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», относятся к основным направлениям реабилитации и реабилитации инвалидов. И если проблеме воздействия адаптивной физической культуры на физическое состояние человека и ее роли в процессе физической реабилитации уделяется большое внимание в науке, то репрезентация адаптивной физической культуры и спорта в качестве инструмента социальной адаптации и интеграции инвалидов в современное общество встречается значительно реже.

Тем не менее данный подход стал основополагающим при установлении государственных требований к уровню физической подготовленности инвалидов при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Введенный в действие с 1 сентября 2014 года Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) (далее – ВФСК ГТО) является программной и нормативной основой физического воспитания населения. Ос-новыми принципами, на которых основывается ВФСК ГТО, являются принципы добровольности и доступности – выполнение нормативов не является обязанностью для граждан, при этом доступность комплекса состоит в том, что любой желающий в рамках самостоятельных занятий может подготовиться к выполнению нормативов; принцип оздоровительной и личностно ориентированной направленности – нормативы, установленные в комплексе, направлены на поддержание оптимального для конкретного возраста уровня физического развития, при этом у выполняющих есть возмож-ность выбирать нормативы (в вариативной части) в соответствии со своими интересами и возможностями (так, например, вариативными нормативами являются плавание, метание снаряда, бег на лыжах, туристский поход); принцип обязательности медицинского контроля – подготовка к выполнению и выполнение нормативов возможны только с учетом состояния здоровья занимающихся и соблюдением рекомендаций врача; принцип учета региональных особенностей и национальных традиций – выполнение данного принципа определяется многонациональным и поликультурным характером нашей страны, соблюдение существующих в том или ином регионе традиций и уважение к ним, проявляющееся, в частности, в возможности включать национальные виды спорта в число нормативов, не только позволяет адаптировать комплекс к социокультурным особенностям разных областей России, но и сохранять и поддерживать национальное и культурное многообразие. При реализации данных принципов в свете положений Конвенции о правах инвалидов закономерным этапом стала разработка нормативов для лиц с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающая возможность равного с другими участия в проекте. Необходимость подготовки к выполнению нормативов испытаний (тестов) ВФСК ГТО является серьезным стимулом для приобщения лиц с ограниченными возможностями здоровья к регулярным занятиям физической культурой и спортом, адаптивной физической культурой. Тем самым ВФСК ГТО может рассматриваться в качестве одного из инструментов в комплексной реабилитации и абилитации инвалидов. При этом включение ВФСК ГТО в систему комплексной реабилитации и реабилитации инвалидов наравне с адаптивной физической культу-рой ставит проблему совершенствования материально-технической базы (создание мест/условий для подготовки и выполнения нормативов испытаний ВФСК ГТО) и кадрового обеспечения (дополнительное обучение специалистов в области физической культуры).

Решение данных проблем должно осуществляться как на федеральном, так и на региональном уровнях. В Свердловской области по состоянию на начало 2017 года проживает 4 330 006 человек, из них трудоспособного населения – 2 117 340 человек (49%), инвалидов – 325 000 человек (7,5%), в том числе детей-инвалидов – 17 000 человек (0,4%). Столь значительное количество инвалидов определяет необходимость разработки и реализации в регионе системы комплексной реабилитации и реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов. Подготовленная в 2016 году Концепция формирования и развития системы социальной реабилитации и реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Свердловской области ориентирована на создание многоуровневой системы социальной реабилитации и на реализацию потенциала уже имеющихся организаций. В настоящее время в Свердловской области действует Комплексная про-грамма Свердловской области «Доступная среда» на 2014–2020 годы, в которой наряду с другими видами реабилитации включается и физическая культура и спорт. Так, в частности, в качестве целевых показателей, связанных с данным направлением, выступают доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве приоритетных объектов в сфере физической культуры и спорта в Свердловской области (планируемым результатом является достижение данным показателем к 2020 году уровня 73,6%), доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в возрасте от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения в Свердловской области (к 2020 году данный показатель должен достичь 57%), доля специалистов, прошедших обучение и повышение квалификации по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов среди специалистов, занятых в этой сфере в Свердловской области (данный показатель к 2020 году должен составить 100%). Привлечение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к систематическим занятиям физической культурой и спортом должно осуществляться с учетом и на основании медицинских показаний. По состоянию на декабрь 2018 г. в Свердловской области проживает 9 606 инвалидов, в том числе 7 282 детей-инвалидов, которым рекомендованы физкультурно-оздоровительные мероприятия, занятия спортом.

В свете заявленных показателей актуальным является оценка реабилитационного и реабилитационного потенциала существующего материально-технического и кадрового обеспечения сферы физической культуры и спорта в муниципальных образованиях Свердловской области, а также выработка рекомендаций по организации деятельности в комплексной системе реабилитации. Объектом исследования является процесс формирования системы комплексной реабилитации и реабилитации инвалидов, в том числе детей инвалидов. Предметом исследования являются подходы к управлению комплексной реабилитацией и реабилитацией инвалидов, в том числе детей-инвалидов в организациях, осуществляющих физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

Цель настоящего исследования – определить подходы к управлению комплексной реабилитацией и реабилитацией инвалидов, в том числе детей-инвалидов в организациях, осуществляющих физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, на основе итогов проведения апробации методических документов, направленных на формирование системы комплексной реабилитации и реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  1. Дать характеристику нормативно-правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического и методического обеспечения при управлении комплексной реабилитацией и реабилитацией инвалидов, в том числе детей-инвалидов в организациях, осуществляющих физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
  2. Определить основные подходы к управлению комплексной реабилитацией и реабилитацией инвалидов, в том числе детей-инвалидов в организациях осуществляющих физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, на основе итогов проведения апробации методических документов.
  3. Обобщить практические рекомендации и предложения по применению результатов апробации методических документов в управлении комплексной реабилитацией и реабилитацией инвалидов, в том числе детей-инвалидов в организациях осуществляющих физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

Для решения поставленных задач в работе используется комплекс методов: метод социологического опроса для оценки потребностей целевой группы, метод анализа и синтеза для обработки полученных данных, методы математической статистики.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.