Мы в соц.сетях: Инстаграм ВК
Министерство
Close
Монтессори-терапия в системе психолого-педагогического сопровождения детей

«Монтессори-терапия в системе психолого-педагогического сопровождения детей с детским церебральным параличом»

Одной из актуальных задач в теории и практике специальной педагогики является психолого-педагогическое сопровождение детей с детским церебральным параличом (ДЦП). Сопровождение как особая форма осуществления пролонгированной психолого-педагогической помощи детям с нарушениями в развитии предполагает деятельность педагогического персонала, направленную на создание комплексной системы психолого-педагогических и психотерапевтических условий, способствующих личностному росту и успешной адаптации детей в социуме. Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется всеми специалистами, непосредственно работающими с ребенком, а именно: классный руководитель, педагог-дефектолог, педагог психолог, логопед и др. 

Монтессори-терапия в системе психолого-педагогического сопровождения детей

Основными задачами психолого-педагогического сопровождения являются:

– систематическое отслеживание психологического и психолого-педагогического статуса ребенка в динамике его психического развития;

– создание социально-психологических условий для эффективного психического развития ребенка и подростка в социуме;

– систематическая психологическая помощь родителям ребенка и его близкому окружению;

– систематическая психологическая помощь ребенку в виде консультирования, псих коррекции, психологической поддержки;

– организация жизнедеятельности ребенка (подростка) в социуме с учетом его психических и физических возможностей.

Тяжесть двигательных нарушений и особенности психического развития детей с ДЦП требуют соблюдения базовых принципов психолого-педагогического сопровождения: личностного подхода, комплексного подхода. Реализация каждого из этих принципов предполагает разработку особых способов психолого-педагогических воздействий и одним из таких способов является Монтессори-терапия.

Исследования М. Монтессори и сегодня являются актуальными и практически значимыми, несмотря на многочисленность их критических оценок. Рассматривая ребенка как личность с самого рождения, М. Монтессори считает, что ребенку необходимо предоставить условия для самообучения и самовоспитания. В этом и заложено главное отличие педагогической системы М. Монтессори от других систем. Ребенку предоставляется большая степень свободы в выборе развивающего материала и создаются условия для развития саморегуляции поведения. Но если в каких-то случаях ему необходима помощь взрослого, ребенок ее получает. Кроме активного наблюдения, задачей педагога является создание особой «подготовленной среды» для развития ребенка. Условно пространство Монтессори-группы разделено на особые зоны, которые способствуют развитию навыков практической жизни, тренируют сенсорные способности ребенка, позволяют 

Исследования М. Монтессори и сегодня являются актуальными и практически значимыми

развивать родную речь и математические способности, а также включают материал, помогающий ребенку понять мир, в котором он живет. Реализуя свою активность, ребенок тренирует и совершенствует себя, впитывает культуру среды.

Уделяя большое внимание сенсорному воспитанию детей, М. Монтессори при анализе умственной отсталости подчеркивает, что у таких детей наблюдаются выраженные нарушение восприятия, и формирование восприятия является важным в развитии их психики.

В условиях коррекционного учреждения занятия по системе Монтессори-терапии показали высокую эффективность. Для детей с детским церебральным параличом рассматриваем Монтессори-терапию как психолого-педагогический подход в системе сопровождения для развития ребенка. В условиях специально подготовленной окружающей среды, в кабинете Монтессори-терапии, используется разнообразный развивающий материал и методики как классические, так и разработанные Монтессори-терапевтами Мюнхенского детского центра. В ходе занятий ребенок учится самостоятельно выбирать себе материал и занятие и сам определяет, сколько времени будет заниматься. Задача педагога – заинтересовать ребенка новым материалом, что позволит обеспечить постепенное повышение уровня сложности упражнений. Частота терапевтических сеансов определялась для каждого ребенка индивидуально. В большинстве случаев терапия для школьников с ДЦП проводится в течение одного или двух уроков один или два раза в неделю. В отдельных случаях проводилась интенсивная терапия для детей, которые с трудом привыкали к новым условиям. Следует подчеркнуть, что часть детей с ДЦП находились на очной форме обучения, ежедневно посещали школу и у них наблюдались навыки социального взаимодействия, в связи с этим после 2–4 индивидуальных занятий они переводились в малую группу с численностью от двух, трех школьников с дальнейшим увеличением до пяти-шести человек. Интеграционные условия Монтессори-терапии способствовали приобретению у детей навыков сотрудничества сначала в парах, а затем и в больших группах. 

Учитывая, что ведущим дефектом у детей с ДЦП является двигательная недостаточность, им предлагаются специальные упражнения для развития моторных функций, включающие в себя следующие задачи: 

1) формирование двигательной активности у ребенка и овладение собственным и телом;

2) формирование и совершенствование у детей с ДЦП навыков самообслуживания и заботы об окружающей среде;

3) формирование сенсомоторных функций в зрительной и осязательной модальностях (развитие тонкой моторики, выполнение предметно-практических проб без зрительного контроля, письмо и набор текста на компьютере в зрительной модальности и без контроля зрения и пр.).

Учитывая, что ведущим дефектом у детей с ДЦП

Для школьников со всеми формами ДЦП целесообразно формирование контроля и координации движений в процессе обучения их навыкам практической жизни, а при нарушениях мелкой моторики или глазодвигательных реакций целесообразно использовать специальные упражнения (Н. Андрущенко, 2010). Для детей с ДЦП освоение практических навыков необходимо подразделять на ряд более простых, следующих друг за другом, действий. Такое подразделение М. Монтессори называет анализом движений. Каждый этап четко и ясно показывается ребенку, что существенно облегчает процесс овладения этим видом деятельности. Например, обучение застегиванию пуговиц, крючков и пр. происходит посредством работы со специальными рамками. Ребенок выполняет упражнения за специальным столиком с подобранной высотой, лежа или же в инвалидной коляске, он не ограничен во времени.

Сначала он осваивает алгоритм застегивания плоских пуговиц большой или средней величины на рамке с удобно расположенными вертикальными отверстиями, затем – более мелких пуговиц, а после может попробовать работать с пуговицами самых разных размеров и форм, сделанных из разных материалов, расположенных на одежде. Анализ ребенком собственных движений формирует у детей, особенно с дискенетической формой ДЦП, умение контролировать свои движения и избавляться от лишних, ненужных действий в процессе предметно-практических манипуляций. Занятия практической повседневной деятельностью способствуют развитию психических процессов ребенка: особенно внимания, памяти, мышления и т. д. (Сорока, 2007).

Для овладения собственным телом, развития равновесия и контроля движений М. Монтессори был предложен классический метод «Ходьба по линии», широко используемый не только педагогами, Монтессори-терапевтами, но и специалистами по лечебной физкультуре (ЛФК). В отличие от традиционных занятий ЛФК ходьба по линии в Монтессори-терапии не является для ребенка строго обязательной и регламентированной. Например, если ребенок не закончил предыдущее упражнение, он спокойно продолжает свои занятия, затем убирает материал и после этого может присоединиться к продолжению занятий. Ребенку предоставляется широкий простор для индивидуального творчества, он сам может выбирать способ передвижения, носить во время движения различные предметы, сам выкладывать на линию различные материалы, устраивать «препятствия». Принципы системы Монтессори-педагогики, а именно: равномерное соотношение педагогом в процессе занятия свободы и дисциплины, наблюдение за ребенком, невмешательство, уважение к личности реализуются в том, что «ходьба на линии» вызывает у ребенка огромный интерес, требует сосредоточенности и координации движений. Некоторые педагоги используют это упражнение для снятия возбуждения у ребенка и повышения его активности. Л. А. Гребенников предлагает различные модификации этих занятий с элементами ритмической гимнастики, ходьбы под музыку и пр. Для детей с тяжелыми формами ДЦП это упражнение может найти развитие в привлечении их к танцам на колясках.

Следует помнить, что Монтессори-терапии далеко недостаточно в системе психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательной организации, успешная реализация которого требует тесного сотрудничества всех специалистов, сопровождающих детей с ДЦП (клиницистов, специалистов ЛФК, педагогов-дефектологов, логопедов, психологов и др.) Монтессори-терапия прежде всего подготовленная среда для ребенка, это Монтессори-материал и вдумчивый не авторитарный педагог, глубоко чувствующий и понимающий проблемы ребенка с нарушенным развитием. Монтессори-терапия требует дифференцированного, индивидуального подхода для детей с ДЦП и основная ее задача – это формирование у ребенка позитивного эмоционального фона на процесс занятия, формирование мотивации и познавательной активности.

На основании выше изложенного можно сделать вывод, что Монтессори-терапия в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ДЦП имеет свою специфику по содержательной направленности, организации самого процесса и специфики педагогических технологий. Особое внимание должно уделяться формированию двигательной активности ребенка с помощью специальных упражнений с включением упражнений «практической жизни», направленных не только на развитие навыков самообслуживания, но и формирование мелкой моторики с учетом многообразия форм ДЦП.Основная цель Монтессори-терапии для детей с ДЦП это формирование у них позитивного эмоционального фона на процесс занятия, формирование мотивации и познавательной активности.

Эффективность психолого-педагогического сопровождения детей с ДЦП в условиях образовательного учреждения определяется не только позитивными результатами Монтессори-терапии, а тесным сотрудничеством всех специалистов, сопровождающих ребенка, направленных на создание оптимальных условий для формирования активности, самостоятельности, психологической защищенности и максимального раскрытия интеллектуального, эмоционального и личностного потенциала детей с ДЦП

Добавить комментарий

Веш email не будет показан. Необходимые поля помечены *