Мы в соц.сетях: Инстаграм ВК
Министерство
Close

Методические рекомендации по проведению профориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья

Методические рекомендации по проведению профориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья

В настоящее время в нашей стране, как и в мире в целом, активно идет процесс изменения отношения государства и общества к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), расширяются аспекты их интеграции в разные сферы социальной и экономической жизни страны.

Успешная социализация и благополучие инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья напрямую зависит от выбора профессиональной траектории развития и успешного трудоустройства, что определяет актуальность данного пособия. Продуктивная самореализация этих людей возможна в различных видах профессиональной и социальной деятельности с учетом имеющихся особенностей и возможностей. Для эффективной профессиональной реабилитации лиц с ОВЗ и инвалидностью необходима комплексная система профессиональной ориентации, которая позволит формировать мотивацию к трудовой деятельности, социализации и внесению личного вклада в развитие общества у названной категории обучающихся. При этом под профессиональной ориентацией понимается комплекс специальных мер в области профессионального самоопределения для выбора оптимального вида занятости гражданина, учитывающего его потребности индивидуальных особенностей и возможностей, а также востребованности профессии (специальности) на рынке труда.

Профориентация в России является самостоятельной системой, которая обладает определенными специфическими характеристиками, а именно: много-сторонний комплексный межведомственный характер; некоторая отсроченность результатов деятельности по профориентации; относительно слабая институционализация и многое другое. Однако данная система может быть еще усовершенствована: профориентацией должны заниматься специалисты со специальным университетским и дополнительным образованием (профориентологи, профконсультанты т. п.), профориентация должна быть введена в учебные планы школ и должна предусматривать преемственность между общим и профессиональным образованием, а также трудоустройством.

Анализ современных систем профессиональной ориентации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья позволяет проследить некоторые тенденции развития данной системы: – снижение возрастных границ профориентации; – получение учащимися практического опыта в профессии; – развитие информационных систем и сетевых баз данных, обеспечивающих взаимодействие всех участников процесса профориентации; – тенденция расширения прав лиц с инвалидностью и ОВЗ при получении полноценного профессионального образования и освоения профессий, дающих инвалидам максимальные возможности для разных видов труда; – лицам с ОВЗ вне зависимости от тяжести имеющихся нарушений, не имеющим в связи с ограничениями возможности принимать участие в производительном труде, начинает предоставляться возможность быть занятым относительно уровня способностей и интересов.

Анализ актуального состояния организации профориентационной работы в России позволил выявить основные противоречия между потребностью общества в эффективной организации профориентационной работы и недостаточным применением методов и средств для ее организации, между необходимостью дополнительной подготовки специалистов профориентологов и недостаточностью финансовой и организационной поддержки соответствующей подготовки.

В этой связи очевидна особая значимость профориентации для инвалидов и лиц с ОВЗ, которая обусловлена следующими основными обстоятельствами.

Во-первых, выбор профессии и места работы у них объективно уже, чем у людей, не имеющих особенностей.

Во-вторых, традиционно профориентацию лиц с ОВЗ и инвалидностью связывают с медицинскими ограничениями в соответствии с нозологией нарушения и поисками адаптированной к особенностям человека профессии по основаниям, выполненным врачами. В данном случае не включается образная сфера самого субъекта, и мотивационные механизмы недолго поддерживают профессиональное становление.

В-третьих, в силу тех же причин эта группа населения недостаточно информирована о профессиях, профессиональной подготовке, состоянии рынка труда и требованиях работодателей. Между тем лица с инвалидностью относятся к слабо конкурентным на рынке труда категориям, многие из них непривлекательны для работодателей, к тому же для их трудоустройства нередко требуются особые приспособления и специально оборудованные рабочие места.

В-четвертых, лица с инвалидностью зачастую плохо адаптированы в социальной среде, в результате имеют достаточно ограниченную область социальных контактов, могут страдать инфантилизмом, иметь не совсем адекватные представления о своих профессиональных качествах и физических возможностях или быть пассивными относительно трудовых диспозиций.

В-пятых, для многих лиц с инвалидностью недоступна или непосильна переквалификация, а также получение второго высшего образования. Таким образом, цена ошибки в выборе профессии автоматически возрастает у лиц с ОВЗ по сравнению со здоровой частью населения.

Все это побуждает ученых и специалистов-практиков создавать новые формы реализации социально-педагогической, психологической помощи этой категории населения в профессиональном самоопределении и трудоустройстве. Актуальность профориентационной работы среди людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья обусловлена: – развитием инклюзивного образования в Российской Федерации; – модернизацией профессионального образования, определяющей потребность в существенном изменении ряда принципов и традиционных методов при подготовке специалистов в сфере профессионального образования отсутствием согласованного подхода к реализации деятельности по воспитанию и образованию лиц с инвалидностью и ОВЗ, относимых к разным нозологиям, и прежде всего в их трудовом и профессиональном ориентировании; – существующим необязательным характером психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся детей-инвалидов и лиц с ОВЗ; – возрастающим дисбалансом относительно кадровых потребностей на рынке труда и результатом деятельности системы профильного и уровневого профессионального образования, в том числе обучающихся и выпускников лиц с ОВЗ и инвалидностью; – разноплановостью и неравноценностью существующего методического, справочно-информационного обеспечения деятельности всех субъектов, участвующих в сопровождении профессиональной ориентации и самоопределении обучающихся лиц с инвалидностью и ОВЗ; – отсутствием квалифицированных специалистов профориентологов.

Целью разработки системы профориентации является внедрение вариативных моделей и современных технологий профориентационной работы с данной категорией лиц, принципов, этапов, условий и механизмов их реализации в современной ситуации развития инклюзивного общества.

Внедрение системы профориентации направлено на решение следующих задач: – Сравнительно-сопоставительный и ретроспективный анализ имеющего-ся отечественного и зарубежного опыта по организации профориентационной работы на основе результатов анализа методологических подходов к осуществлению профориентационной работы с целью внедрения наиболее успешных практик на современном этапе. – Проектирование вариативных моделей профориентационной работы. – Формирование непрерывной преемственной модели ведения профориентации на протяжении всей жизни человека с инвалидностью, как с врожден-ной, так и с приобретенной инвалидностью. – Разработка моделей работы удаленного профоконсультирования. – Разработка системы учета индивидуальной траектории развития на всех этапах изменения профессиональной карьеры и профориентации и др.

Однако действительное оперативное и продуктивное трудоустройство инвалидов молодого возраста оказывается существенным образом затруднено по целому ряду объективных и субъективных причин. К объективным причинам следует, в частности, отнести: – поверхностное заимствование зарубежных правовых форм без анализа методологических оснований при развертывании инклюзии в труде и образовании; – отсутствие грамотных специалистов – психологов и профконсультантов, способных оказывать компетентную помощь по построению адекватных целей и реальных перспектив личностного и профессионального развития; – недостаточное количество вакансий в сферах профессиональной дея-тельности, доступным лицам с ОВЗ; – отсутствие требуемых для лиц с ОВЗ условий труда; – затруднения в транспортной системе; – необорудованные необходимыми устройствами здания; и др.

К причинам субъективного характера, оказывающим влияние на профессиональное самоопределение инвалидов, относятся: – самопринятие личностью дефекта здоровья и его адекватного отражения в самосознании, начиная с детства, или с момента инвалидизации, происшедшей на более поздней стадии развития; – повышенный уровень тревожности молодого инвалида, связанный с самостоятельным выходом на рынок труда и трудностями успешной адаптации в трудовом коллективе; – недостаточную информированность молодых инвалидов о содержании и характере труда, который им показан по нозологическим нормативам; – индивидуально-деструктивные установки лица с ОВЗ, что инвалидность не даст ему возможность выбирать и реализовывать профессиональную карьеру, что ценность человеческой личности напрямую зависит от его полноценности в плане физического развития; – заниженную самооценку (или, наоборот, завышенные ожидания) личности молодого инвалида в плане объективной оценки своего трудового потенциала; – индивидуально-неадекватное осознание молодым инвалидом собственных профессионально-личностных возможностей, недопонимание и оторванность от настоящей ситуации, существующей в обществе, и отказ приспосабливаться к ней; – связанные с психофизическими особенностями личности инвалида сложности в самостоятельном поиске личностного смысла трудовой деятельно-сти, в планировании и реализации профессионального пути, исходя из имеющихся экономических, социальных, региональных условий жизнедеятельности в современном обществе; – отсутствие должной психолого-педагогической, социальной поддержки в поиске работы и закреплению на рабочем месте; и др.

По данным ряда исследований, одной из основных проблем у большинства молодых инвалидов, включая выпускников инклюзивных школ, является отсутствие позитивных образов и перспектив профессионального будущего, слабое понимание возможностей самореализации на рынке труда. Все это актуализирует необходимость в налаживании системы организационно-методических и практических мероприятий по трудовому и профессиональному ориентированию с последующим профессиональным самоопределением инвалидов и лиц с ОВЗ. Для достижения обозначенных целей необходимо решить ряд задач, направленных на выстраивание системы профессиоведческого, коммуникативного и развитийного обеспечения профессионального самоопределения лиц с ОВЗ и инвалидностью, основанной на индивидуально-дифференцированном подходе к построению образа подходящей работы и вариантов профессионального обучения и карьерного становления по критериям ясности, доступности, адекватности и наглядности ее использования.

В перспективе профориентационная деятельность с лицами с ОВЗ и инвалидностью может быть продолжена в направлении: – разработки единой национальной политики в вопросах профориентации лиц с ОВЗ и инвалидностью; – содействия повышению качества жизни лиц с ОВЗ и инвалидностью; – создания условий, необходимых для выбора профессии и получения образования лицами с ОВЗ и инвалидностью; – удовлетворения потребностей специалистов в повышении уровня под-готовки в области использования современных технологий профориентации лиц с ОВЗ и инвалидностью; – создания единой базы данных по вопросам ведения профориентации лиц с ОВЗ и инвалидностью в Российской Федерации; – создания банка психологических программных средств, банка методической информации по проблеме; – разработки учебных пакетов дисциплин и других методических матери-алов, необходимых при проведении консультационного процесса с использованием технологии дистанционного режима; – ведения научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работы по профориентации лиц с ОВЗ и инвалидностью, апробации новых методик и образовательных курсов; – предоставления базы для дистанционного обучения и предоставления широкого доступа к образовательным ресурсам лицам с ОВЗ и инвалидностью и специалистам, через сетевые возможности и сайт поддержки; – осуществления мониторинга деятельности по организации профориентации лиц с ОВЗ и инвалидностью. Предлагаемое пособие направлено на разработку методического обеспечения консультативной деятельности в части трудового и профессионального ориентирования лиц с ограниченными возможностями здоровья. В пособии описываются психолого-педагогические особенности данной категории лиц, приводится перечень рекомендованных профессий, даются рекомендации по проведению работы по профессиональной ориентации.

Добавить комментарий

Веш email не будет показан. Необходимые поля помечены *